Социальный опыт и убеждения человека являются более вероятным объяснением альтруизма и про-социального поведения, чем гены и наследственность. Таков вывод исследования, проведенного Адрианом В. Беллом и его коллегами из университета Калифорнии.
Плохая наследственность "поправима"?
Альтруизм уже давно является предметом интереса социологов. Альтруисты — от солдата до донора — отличаются особыми нравственными принципами поведения. Они способны жертвовать своими интересами в пользу интересов других людей, даже незнакомых. Так что же лежит в основе так называемого культурного поведения?
Цель проведенных исследований — сравнить социальные группы для определения генетических и культурных различий между ними. Используя предварительно рассчитанные оценки генетических различий, проведенные "World Values Survey" (Обзоры мировых ценностей), в качестве исходных данных для расчета культурной дифференциации между соседними группами, ученые обнаружили, что роль культуры гораздо существеннее для про-социального поведения, чем генетика.
В частности, это касается ряда важнейших для человечества исторических событий. Например, отказ от некоторых древних культурных традиций (таких, как "брачный рынок", общинное ведение хозяйства, ссылки и смертная казнь) сохраняется сегодня, как и тогда. Эти "мероприятия" сильнее наших генов, стремящихся к антиобщественному поведению, и, предположительно, заодно с генами, предрасположенными к про-социальному, а не анти-социальному поведению.
Исследования продолжаются.
Белл в настоящее время продолжает свои исследования в Тонге, где он планирует через этнографию оценить социальные знания людей в целом, которые могут объяснить распределение культурных убеждений на островах Тонга. Он занимается разработкой инструментария исследования: это поможет охватить все культурные, в том числе альтруистические, убеждения людей и измерить влияние миграции на сходства и различия между ними, а также необходимо выяснить и роль генов в этом процессе.